Разработанный коллективом ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга инновационный образовательный продукт представляет собой методическое пособие, в котором раскрываются теоретические основы и практические пути организации процесса воспитания локальной идентичности школьников, сменивших постоянное место жительства и обучающихся в образовательном учреждении микрорайона-новостройки. Сборник адресован широкой педагогической общественности, всем тем «воспитывающим взрослым», чья профессиональная деятельность связана с развитием ценностно-смысловой сферы сознания юных петербуржцев.
В методическом пособии описывается разработанная педагогическим коллективом ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга модель воспитания локальной идентичности школьников, сменивших место жительства.
Инновационная идея продукта:
Формирование личностно привлекательного и внутренне непротиворечивого образа «я – часть местного социума» является одним из необходимых компонентов успешной адаптации личности к изменившимся социокультурным условиям. Воспитание у переехавших на новое место жительства детей и подростков чувства территориальной принадлежности происходит в условиях сохранения прежних локальных идентичностей. Соответственно, воспитание петербургской идентичности должно быть направлено не на «стирание» (ликвидацию) прежнего отношения к родному краю, из которого ребенок уехал, а на расширение опыта взаимодействия школьника с новой городской средой и новым городским социумом, а также на построение в сознании ребенка положительного ментального образа Санкт-Петербурга (Царского села, жилого микрорайона «Славянка»). Формирование территориальной принадлежности есть процесс самовоспитания личности при поддержке взрослых (педагогов-тьюторов, родителей, земляков и пр.).
Для педагогической модели воспитания локальной идентичности личности являются общими следующие инновационные моменты:
· тесная взаимосвязь с базовыми целями и задачами духовно-нравственного воспитания гражданина России и жителя Санкт-Петербурга;
· опора на уже сформированные прежде локальные идентичности (человек может одновременно считать себя и петербуржцем», и жителем той малой родины, откуда он в наш город приехал);
· демонстрация привлекательного образа Санкт-Петербурга и включение в деятельность позитивных локальных сообществ, готовых реализовывать, в том числе, и идеи тактического урбанизма (менять свой город своими силами);
· поддержка и распространение самостоятельной исследовательской (в области освоения культурного наследия региона) и проектной (творческо-преобразовательной) деятельности учащихся;
· широкое применение технологий внеаудиторного образования, предполагающего использование в качестве источника знаний собственный опыт ребенка и объекты культурного наследия города, находящиеся в их естественной обстановке;
· объединение урочной (по истории и культуре Санкт-Петербурга) и внеурочной деятельности;
· интеграция усилий школы и семьи в приобщении детей из других регионов к природному, культурному и социальному наследию Санкт-Петербурга.
Аналоговый анализ показал: педагогических моделей, сходных по содержанию и организации процесса воспитания локальной идентичности личности, в практике петербургской школы разработано не было. Запрос в различных поисковых системах Интернет не дал «выхода» на подобные мелодические сборники.
Принципиальная новизна предлагаемого инновационного продукта определяется следующими позициями:
1. Впервые формирование локальной идентичности личности рассмотрено не с позиции психологии и социологии, а с позиции педагогики.
2. Спроектирована модель формирования локальной идентичности школьников, переехавших в новый микрорайон из других городов России; до настоящего времени предметом исследований становились лишь учащиеся, родившиеся в городе («коренные петербуржцы»), или мигранты из других республик СНГ (в рамках программы «Толерантность»).
3. Представленная в методическом сборнике модель строится на интеграции всех компонентов локальной идентичности – познавательного, эмоционального и деятельностного и развертывается по трем направлениям – стратегиям: рефлексивной, когнитивной и партиципативной.
4. Впервые включение в локальное (местное, неформальное, соседское) сообщество является обязательным условием становления чувства территориальной принадлежности.
5. Кроме того, важнейшим качеством разработанной системы является полифункциональность – обращение к культурному наследию микрорайона – административного района – исторического центра города позволяет не только расширить представления детей о городе как среде обитания, освоить правила и нормы городского образа жизни, но и приобрести исследовательские умения и коммуникативные навыки.
21 мая 2015 года в ГБОУ школе № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга прошел городской методический семинар "Новые подходы к системе проектирования и формирования УУД в общеобразовательных организациях: от теории к практике". На семинаре были презентированы основные результаты работы Творческой группы педагогов начальной школы под руководством А.В. Небренчина. Авторская модель построения системы методического сопровождения процесса работы педагогов над проектированием и формированием УУД, подхода к выбору дидактических и методических ресурсов для формирования УУД, были высоко оценены педагогическим сообществом. Педагоги представили свой опыт формирования отдельных видов УУД в форме мастер-классов. Участниками методического семинара стали представители СБб АППО, ИМЦ Пушкинского района, заместители руководителей по УВР, учителя начальных классов и педагоги психологи Санкт-Петербурга. По итогам работы Творческой группы педагогов опубликовано 14 статей в сборниках материалов Международных конференций.
Программа
Фотоотчёт
Педагогическая модель воспитания локальной идентичности школьников в новой школе и новом микрорайоне
|