Из опыта работы
Дискуссионная площадка
«Состояние, проблемы информатики в школе и пути их решения»
Проблема информатизации образования сегодня, по-прежнему, остается приоритетной. Особая ответственность в школьной среде лежит на учителе информатики, который наряду с задачами учителя-предметника должен быть проводником своевременных современных идей в обучении с использованием информационных технологий.
Многие проблемы в преподавании информатики в школе сегодня стоят, многие вопросы обсуждаются учителями. В ходе дискуссионного форума участникам из числа учителей информатики (15 школ Пушкинского района г. Санкт-Петербурга) и экспертам предстояло обсудить актуальные вопросы заявленной тематики и найти ответы с помощью онлайн-голосования.
Модератор: Кобыляченко А.Н.,зам. директора по ИКТ, учитель математики, информатики ГБОУ № 604.
В работе дискуссионной площадки по обсуждению вопросов, связанных с изучением особенностей преподавания информатики в школе, приняли участие 74% - учителя информатики; 11% - учителя математики и информатики; 16% - педагоги вузов, эксперты (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
На вопрос: «По каким учебно-методическим комплексам ведется урок информатики в Вашей школе (с учетом классов)?», мы получили следующие ответы:
Диаграмма 2
Исходя из результатов опроса выяснилось, что в 5-7-х классах в большинстве используется учебно-методический комплекс Л.Л. Босовой - 100%. Кроме того, в 8-9-х классах в 61% школ применяется также УМК Л.Л. Босовой; в 39% - УМК Н.Д.Угриновича. В школах Пушкинского района в 10-11-х классах учителя используют УМК Н.Д.Угриновича - 25%, УМК И.Г. Семакина - 33%, другие УМК – 42% (в качестве других указаны УМК И.А. Калинина).
Такие данные позволяют говорить о том, что среди преподавателей старших классов нет единства мнений по поводу эффективности УМК.
Участники дискуссионной площадки обсудили значимость и целесообразность изучения языков программирования.
Респонденты на вопрос о том, каким языкам программирования ведется обучение, ответили так:
Диаграмма 3
Из диаграммы видно, что в основном школьники изучают такие языки программирования, как Pascal -65%; Кумир-13%.
Более того, Pascal остается наиболее популярным у учителей в преподавании основ программирования. Наше предположение о том, что в школах активно вводится Python, не оправдалось.
Обучение языкам программирования начинается в разных школах по-разному: в основном, это традиционно 9-е классы, однако почти в трети случаев знакомство с языками происходит раньше, в 7 –х и в 8-х классах. Это можно представить на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Необходимо заметить, что дополнительно в школах Пушкинского района ведется преподавание 3D-моделированию – 18%; робототехнике- 23%; трикстудио– 5%. Вместе с тем, 32% респондентов указали на отсутствие дополнительного обучения по информатике в школах. (Диаграмма 5). В этой связи можно говорить о перспективах развития дополнительного образования по информатике для трети школ Пушкинского района. Эта идея учителями была воспринята положительно. В ходе общего обсуждения были признаны и преимущества преподавания среды Scratch, однако в практике данная технология пока отсутствует.
Диаграмма 5
На вопрос: «Какие дополнительные тематические разделы можно и целесообразно ввести в преподавание информатики в школе?» мы получили следующие ответы (Диаграмма 6):
Диаграмма 6
Учителя информатики считают необходимым и возможным введение в преподавание информатики таких тематических разделов, как: дополнительный язык программирования – 7%; 3D-моделирование- 22%; архитектура и возможности мобильных устройств – 19%; технологии блок-чейн и биг дата – 15%; мобильная связь и беспроводная передача данных- 19%.
Это позволяет говорить о том, что учителя информатики испытывают потребность и необходимость включать дополнительно в содержание учебных программ тематику по изучению новых современных информационных технологий, полезных и востребованных в обществе.
При обсуждении вопроса, связанного с необходимостью ЕГЭ по информатике при поступлении в вузы на ИТ-специальности, большинство респондентов (76%) ответили утвердительно, поскольку, по их мнению, ЕГЭ по информатике объективно отражает знания и умения выпускников в данной области. Результаты представлены в диаграмме 7.
Диаграмма 7
Информатика является основополагающим предметом в интеграционной образовательной среде общеобразовательного учреждения. Обсуждались вопросы о том, какие образовательные технологии можно применить, какие пути можно найти для интеграционных процессов в образовательном пространстве школы.
На вопрос об эффективности обучения школьников посредством интеграции информатики с другими учебными предметами, учителя высказали предложения в части увеличения количества часов предмета информатики для решения прикладных задач по предметам химии, физики, геометрии и др.- 47%; а также включения в курс школьных предметов практических уроков с использованием прикладных программ - 53% (Диаграмма 8).
Диаграмма 8
Таким образом, в ходе дискуссионного обсуждения подтвердилась особая значимость учебного предмета «информатика», которая, являясь основной прикладной дисциплиной, способна интегрировать знаниевый ресурс изучения многих других наук в школе. Более того, участники дискуссии (учителя и эксперты) признали и попытались доказать передовую роль информатики в освоении знаний по физике, химии, математике, биологии и по другим учебным дисциплинам.
Безусловно, что школьная программа на ее базовом уровне не ставит перед собой цель сформировать готового программиста или состоявшегося ИТ-практика. Основной задачей учителя информатики по-прежнему должно оставаться качество обучения школьника, направленное на свободное пользование его средствами ИКТ при решении практических задач. Кроме того, учитель информатики должен уметь проектировать новую информационно-образовательную среду в школе, мотивировать обучающихся и помогать им самостоятельно осваивать дополнительные знания, применяя их на практике, с учетом интереса ко всему современному, прогрессивному. |